«МЫ ПРИЗЫВАЕМ К ПОКАЯНИЮ ВЕСЬ НАШ НАРОД».
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, ровно 100 лет назад, в городе Екатеринбурге в доме Ипатьева заклятыми врагами нашей Родины было совершено изуверское злодеяние. По приказу верхушки богоборческой власти было совершено ритуальное убийство христолюбивого Царя Николая II и Его Августейшей Семьи. Кровь их на нас и детях наших.Вера православная требует от нас искреннего покаяния в тяжелейшем грехе бунтарства против Царя – помазанника Божия. Вскоре после совершения убийства царской семьи в 1918 году Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России так выразил отношение к этому злодеянию: «А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до того времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его…».
Не подлежит ни малейшему сомнению, что люди, одобряющие преступление, оказываются его соучастниками. Поэтому каждый из нас, кто когда-то по недомыслию или сознательно даже в мыслях своих одобрял убийство царской семьи (а также любое неправедное убиение), должен принести покаяние на Таинстве Исповеди.
Подобную мысль высказал на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года архиепископ Иоанн (Максимович), ныне причисленный к лику святых как святитель Иоанн Шанхайский: «в грехе цареубийства повинны не одни лишь физические лица, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределило конец… до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».
В этих словах святителя Иоанна Шанхайского мы видим призыв к русским людям пересмотреть отношение к Революции как к бунту против государственного строя и императора как главы этого государства. Покаяние здесь вл. Иоанн понимает в том числе и как переоценку ценностей и осуждение происшедшего беззакония.
Несколько позже архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) высказался уже не о самом убийстве царской семьи, а о воцарившейся в России атмосфере одобрения Октябрьского переворота и свержения царя: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей… Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Как и в предыдущих высказываниях святителей Тихона Московского и Иоанна Шанхайского, владыка Аверкий обращал внимание не только на факт цареубийства, но и на воцарившуюся в умах русских людей идею одобрения этого греха, а, значит, и соучастия в нем.
В 1993 году к теме покаяния за убийство царской семьи обратилось Священноначалие Русской Православной Церкви. В канун памятной даты 16 июля приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Церкви выступили с Посланием, посвященном 75-й годовщине этого чудовищного преступления, В этом церковном документе было отмечено, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад – усопших и ныне живущих – приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».
В этом Послании к своим верным чадам Русская Православная Церковь выразила покаяние в случившемся, и осудила этот грех. Упоминание в этом церковном документе «усопших и ныне живущих» также не случайно. Выступая от лица всей Церкви, Святейший Патриарх и Священный Синод принесли покаяние в грехе от лица тех членов Церкви, что уже отошли в горний мир, и не могли публично покаяться в этом преступлении.
Это покаяние от лица Русской Церкви приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II повторно принёс в 1998 году в связи с 80-летием годовщины убийства святой Царской семьи. Вот слова Его Святейшества, признавшего, что «многие наши предки посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства в этом грехе повинны». Святейший Алексий II отметил, что «покаяние в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается не путем безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом».
Таким образом, для всех нас покаяние в грехе цареубийства должно проявиться в глубоком осмыслении судеб нашей Родины, в переоценке тех трагических событий в отечественной истории, которые сделали возможными свержение законного главы Российского государства, последующее убийство Царской семьи и иные богопротивные деяния.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Царская Семья была канонизирована в лике святых царственных страстотерпцев. Это событие стало символом отречения церковной полноты от совершённых в отношении Царской семьи злодеяний и формой признания совершённого святыми царственными страстотерпцами духовного подвига.
Сегодня, как никогда раньше, необходимость и неизбежность возвращения к исторической форме государственной власти в России становится все более очевидной. Свидетельство тому — этот год, особенный в жизни России и русского народа, в том числе и потому, что он ознаменован празднованием 1025-летия Крещения Руси, 400-летия Дома Романовых и 100-летия канонизации Патриарха Гермогена.
Рассматривая наши прошения о молитвенном предстательстве святых царственных страстотерпцев как битву за Россию и вклад в державное строительство, в том числе и путём празднования вышеназванных юбилейных торжеств, со всяким смирением будем уповать на то, что наши жертвенные усилия будут благоугодны Господу и пойдут на пользу Церкви и народу Божию, послужат ускорению процесса русского возрождения, внеся свою скромную лепту в восстановление традиционной российской государственности через обретение народом своих исконных святынь и возрождение своих нравственных идеалов. В этом да помогут нам святые Царственные страстотерпцы. Аминь.
Слово настоятеля Патриаршего Подворья в день 95-летия злодейского убиения святых Царственных страстотерпцев.