Ратный подвиг казаков
Среди множества кинофильмов и книг о Великой Отечественной войне почти не встретишь таких, которые рассказывали бы о воинах-кавалеристах. Между тем в годы войны героически сражались около 100 кавалерийских дивизий, и среди них немало казачьих.
Первыми вступили в бой с врагом казаки 6-й Кубанско-Терской казачьей дивизии (6-й кавалерийский корпус Западного фронта). Это было в 4 утра 22 июня 1941 года в районе города Ломжа в Западной Белоруссии. В течение недели казаки сражались с тремя пехотными и танковыми дивизиями группы армий «Центр». В боях погибло 90 процентов казаков и командиров. Отдельные группы кавалеристов вели бои до октября 1941 года, когда в районе города Руза погибли знаменосцы дивизии, успев укрыть от врага боевые Знамёна корпуса. Уцелевшие казаки влились в ряды белорусских партизан. Так, командир 6-й дивизии генерал-майор М.П. Константинов полтора года командовал партизанским соединением в Минской области. Войну Герой Советского Союза генерал-полковник М.П. Константинов завершил в Германии, командуя 7-м Гвардейским кавалерийским корпусом.
На южном фронте воины 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии им. М.Ф.Блинова, в составе которой было немало терских и донских казаков, в течение 4-х суток обороняли город Дубоссары (Молдавия). 13 июля 1941 года начался рейд кавалерийской группы полковника А.И.Бацкалевича по тылам врага. В состав группы входила 32-я кавалерийская дивизия имени Червоного казачества, продолжавшая боевые традиции запорожских казаков. 22 июля 1941 года 65-й полк 32-й казачьей дивизии штурмом освободил город Глусск. В бою было захвачено 22 немецких танка и 3 самолета. Полк же был вооружен карабинами и шашками. 27-29 июля 1941 года в районе г. Балта (Украина) вновь отличились казаки 5-й Ставропольской дивизии. Вместе с 9-й кавалерийской дивизией они за двое суток прошли свыше 100 километров и разгромили две пехотные и одну моторизированную дивизию немцев. Осенью 1941 года кавалерийские дивизии, в рядах которых воевали казаки, а это 26-я, 28-я, 30-я, 34-я, 49-я, 56-я и 66-я дивизии, обороняли Донбасс; 40-я, 42-я, 48-я дивизии воевали в Крыму. Осенью 1941 года две дивизии – 30-я и 38-я — были награждены орденами Красного знамени. Позднее 30-я Новобутская ордена Ленина, ордена Красного знамени, орденов Суворова и Кутузова Краснознамённая дивизия входила в состав 4-го Кубанского казачьего корпуса. Командовал корпусом бывший командир 38-й дивизии казачий генерал Н.Н.Кириченко.
2-го октября 1941 года началась битва за Москву. В ней отличился 3-й кавалерийский корпус генерал-майора Л.М.Доватора. На Волоколамском шоссе 400 немецких танков пытались прорвать оборону корпуса. Насмерть стоял эскадрон 37-го казачьего полка командира – лейтенанта А.Красильникова. В этом бою старший сержант И.Акулов в течении часа один огнём пулемета сдерживал роту врага. Командир орудия П.Шлемин подбил пять вражеских танков и погиб, ценой своей жизни остановив шестую вражескую бронемашину. Из всего эскадрона осталось 7 человек. Но враг не прошел. Грандиозное сражение унесло и многие тысячи кубанских казаков. 19 ноября 1941 года у деревни Федюково, на Волоколамском направлении, в неравный бой с фашистами вступили казаки-кубанцы 4-го эскадрона 37-го Армавирского кавалерийского полка (впоследствии — 9-й Гвардейский кавалерийский Седлецкий Краснознамённый, ордена Суворова кавалерийский полк) 50-й Кубанской кавалерийской дивизии. Эскадроном командовал 23-летний младший политрук Михаил Ильенко, единственный из оставшихся в живых к началу боя офицеров. По уточнённым данным, вместе с командиром эскадрон насчитывал 37 человек (из 108 по спискам на сентябрь 1941года). У казаков эскадрона была пара ручных пулеметов Дегтерёва, карабины, кинжалы и шашки. Вместо гранат им выдали бутылки с горючей смесью – этим-то новым и опасным для самого казака оружием и пришлось воевать с танками. В первые минуты боя казакам удалось поджечь несколько бронемашин. Перестроившись, гитлеровцы снова пошли в атаку. Казаки маскировались, засыпая себя снегом и пропустив танк, бросались на него с бутылками с зажигательной смесью. После нескольких атак почти все оставшиеся в живых казаки были ранены, но все, кто мог двигаться или хотя бы стрелять, оставались на позициях. Кубанские казаки сражались до последнего, пока в живых не осталось никого.
7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовала 11-я Оренбургская казачья дивизия имени М.Ф. Морозова и несколько эскадронов корпуса Л.М. Доватора. Прямо с парада они ушли на фронт. 26 ноября 1941 года приказом Наркома Обороны СССР 3-й корпус преобразован во 2-й гвардейский, 50-я Кубанская кавалерийская дивизия – в 3-ю гвардейскую, 53-я Ставропольская кавалерийская дивизия – в 4-ю гвардейскую. Этим же приказом 5-я Ставропольская кавалерийская дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую. Так в огне Московской битвы родилась кавалерийская гвардия. И три из первых четырёх гвардейских дивизий были казачьими. В наступательной операции под Москвой участвовали, кроме казаков 1-й, 3-й и 4-й гвардейских дивизий, казаки 91-й Оренбургской добровольческой казачьей дивизии, 73-я и 75-я дивизии, укомплектованные сибирскими казаками, 82-я кавалерийская дивизия, где воевало немало уральских казаков, 17-я и 24-я кавалерийские дивизии, где воевали донские, кубанские и терские казаки. Многие казаки воевали в 46-й, 54-й и 57-й дивизиях Калининского фронта. 19 ноября 1941 года советские войска освобождали г. Тихвин. В этих боях отличились кавалеристы 8-й Уральской и 27-й дивизий. Важную роль сыграла конница в Ростовской операции (17-27 ноября 1941 года) где сражалось 10 кавалерийских дивизий, большинство из которых было сформировано на Дону и Кубани.
27 января 1942 года начался героический рейд 1-го гвардейского корпуса генерал-майора П.А.Белова. Он продолжался до июня 1942 года. За это время на Смоленщине был образован партизанский край. Воины-кавалеристы, в т.ч. 1-я Гвардейская Ставропольская дивизия, совместно с десантниками и партизанами освободили от противника свыше 400 населённых пунктов. За этот рейд 1-я Гвардейская Ставропольская дивизия была награждена орденом Ленина. В мае 1942 года противник начал наступление на Юго-Западном направлении. В кольце окружения под Харьковом в те дни героически сражались и погибли в боях большинство воинов 1-го, 2-го, 5-го и 6-го кавалерийских корпусов 38-й и 68-й отдельных кавалерийских дивизий. И среди погибших — тысячи донских, кубанских, уральских и сибирских казаков. На Крымском фронте в мае 1942 года героически сражалась 72-я Кубанская казачья дивизия генерал-майора В.И.Книги. В боях у посёлка Камыш-Бурун казаки на три дня задержали продвижение врага и дали возможность уйти на Кавказ десяткам тысяч воинов Крымского фронта и большому количеству раненых из фронтовых госпиталей. 27 июля 1942 года в бои с врагами вступил 17-й казачий корпус Северо-Кавказского фронта. Он был сформирован из казаков-добровольцев Дона и Кубани.
Казаки приходили на сборные пункты в соответствии со старыми казачьими традициями – на своих конях, со своим обмундированием и холодным оружием. Приходили семьями: внуки и деды, отцы и сыновья. Парамон Самсонович Куркин, 62-летний казак, сформировал сотню, в которую вошло более 40 его родственников, и прошел с боями в составе Донской Гвардейской дивизии всю войну, закончив её в звании гвардии майора. 63-летний казак Михаил Федосович Грачёв (станица Родниковская, Кубань) пришел в корпус с шестью сыновьями. Другой кубанский казак И.Д.Зубенко воевал вместе с 17-летним сыном, а его жена и дочери стали санинструкторами в той же части. В 17-й корпус вошли 12-я и 13-я Кубанские казачьи, 15-я и 116-я Донские казачьи дивизии. С первых же боёв враг почувствовал силу и мужество казачьих частей. Под хутором Северный казаки 116-й Донской казачьей дивизии разгромили два полка румынской конницы. Особенно жаркие бои развернулись у станицы Кущевская. Казаки разбили горно-стрелковую дивизию противника, сожгли несколько десятков танков. 27 августа 1942 года 17-й казачий корпус был преобразован в 4-й Гвардейский Кубанский казачий корпус, а в ноябре 1942 года на его базе были сформированы два соединения – 4-й Гвардейский Кубанский и 5-й Гвардейский Донской казачьи корпуса. В 1942-1943 годах оба эти соединения участвовали в битве за Кавказ. В это же время на оккупированной территории развернулось мощное партизанское движение. 47 партизанских отрядов на Дону, 86 отрядов на Кубани и свыше 20 отрядов на Ставрополье наносили удары по врагу. Основной состав этих отрядов — казаки и казачки всех возрастов. В частности, только терские партизаны в январе 1943 года освободили от врага 7 районов Ставропольского края, уничтожив свыше 3 тысяч немецких солдат и офицеров и 78 танков.
После коренного перелома в войне началось наступление советских войск. На Южном фронте вновь прославились в боях за Донбасс казаки Кубани и Дона. После одного из боёв, там, где прошел кубанский казачий корпус, на протяжении 12 километров земля была усеяна трупами фашистских солдат и офицеров. В дальнейшем воины-кубанцы сражались на Украине и в Белоруссии, в Венгрии и Чехословакии. Корпус был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова 2-й степени. 9-я Гвардейская Кубанская казачья дивизия получила почётное наименование «Барановическая», награждена 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 2-й степени, орденами Кутузова 1-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени. 10-я Гвардейская Кубанская Слуцкая казачья дивизия была награждена орденами: Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени. 21 воин корпуса стал Героем Советского Союза, 7 – полными кавалерами ордена Славы.
Путь в 9 тысяч километров с боями прошел 5-й Гвардейский Донской казачий корпус. На его счету 59045 уничтоженных и 23852 взятых в плен немецких солдат и офицеров. Уничтожено 676 танков, 128 бронемашин, 947 орудий, 4572 автомашины 97 самолетов. Корпус особо отличился в Корсунь-Шевченковской операции и в боях за Венгрию, где ему было присвоено почётное наименование «Будапештский» и награда – орден Красного Знамени. 11-я Гвардейская Донская казачья Волновахская дивизия награждена орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого 2-й степени. Одиннадцать воинов корпуса стали Героями Советского Союза, среди которых гвардии лейтенант Константин Иосифович Недорубов, участник Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер.
Не менее славный путь прошли и другие казачьи соединения. От Москвы до Эльбы прошли путь казаки 3-й Гвардейской Кубанской и 4-й Гвардейской Ставропольской дивизий. Обе награждены двумя орденами, обе получили почётное наименование «Мозырьская». В Германии завершила свой боевой путь 32-я Смоленская дважды орденоносная дивизия имени Червоного казачества, 1-я Гвардейская Ставропольская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого 2-й степени дивизия имени М.Ф.Блинова, 15-я Гвардейская Мозырьская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени дивизия, сформированная из сибирских казаков. В Чехословакии встретили День Победы 8-я Гвардейская Оренбургская казачья дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова 2-й степени Ровенская дивизия имени Ф.М.Морозова и 8-я Дальневосточно-Дебренецкая Краснознаменная кавалерийская дивизия, сформированная из казаков Забайкалья и Дальнего Востока. В районе Праги завершили боевой путь казаки 9-й Кубанской казачьей пластунской Краснодарской Краснознаменной орденов Кутузова 2-й степени и Красной Звезды дивизии.
Вечная слава и вечная память героям-казакам, героям-кавалеристам и всем фронтовикам Великой Отечественной войны, отстоявшим Отчизну в жестоких боях с фашизмом!
Начальник штаба Иркутского Казачьего Войска – регионального отделения Союза Казаков России – есаул А.А. Россихин.